Как реставрируют картины
Цены на жилье в новостройках Петербурга побили рекорды
Россияне начали отказываться от поездок в Петербург
Ледовый дворец оштрафовали почти на полмиллиона рублей после скандального концерта Басты
В Санкт-Петербурге выявили 3694 заболевших коронавирусом
Смольный рассказал о количестве пойманных без масок пассажиров
Реставрация – не просто ремонт, а крайняя мера, на которую готовы пойти обладатели и хранители произведений искусства для того, чтобы не потерять их навеки. Это риск, поскольку с одной стороны реставратор способен вдохнуть в шедевр новую жизнь, но в то же время ценой его ошибки может стать даже утрата произведения.
Слово «реставрация» происходит от латинского restavratio, то есть восстановление. Это кропотливая работа по восстановлению состояния произведения искусства, максимально приближенного к моменту его создания. Одним из важных ее направлений является реставрация картин — в частности масляной живописи на холсте.
Первые упоминания о реставраторах встречаются еще в средневековых документах. А в XVII—XVIII веках уже возникают школы профессиональной реставрации. Их появление имеет для искусства огромное значение, поскольку до этого к картинам и другим произведениям относились как к вещам, которые можно подновить или переделать на свой вкус. Реставраторы запросто могли поменять их форму, удалить лак с верхними слоями живописи или наоборот — нанести новое изображение прямо поверх авторского.
Сегодня реставрация является своего рода наукой, цель которой — улучшить внешний вид потускневшего шедевра, устранить все сколы и трещинки, а также законсервировать его. Как это ни удивительно, но сами специалисты считают реставрацию крайне нежелательной. И применяется она, как правило, лишь тогда, когда произведение рискует потерять свою художественную ценность или просто-напросто разрушиться. При этом одним из главных условий качественной реставрации остается обратимость вносимых реставратором изменений.
Когда необходима реставрация
Случаев, когда все же приходится прибегать к реставрации картин, несколько. Во-первых, к реставраторам часто попадают новые поступления — различные исторические находки или приобретения, — которыми музеи пополняют свои коллекции. Эти картины, пояснили «Санкт-Петербург.ру» в Государственном Русском музее, обычно находятся в аварийном состоянии из-за неправильного хранения их бывшими владельцами или неудачной предыдущей реставрации.
фото: restoration.rusmuseum.ru
Реставрация картине может потребоваться и при несоблюдении условий хранения и ухода за ней в самом музее. Все хранилища произведений живописи должны размещаться в сухих и хорошо проветриваемых помещениях. Кроме того, здесь необходимо поддерживать своеобразный «музейный климат», который складывается из температуры, относительной влажности воздуха, освещения и чистоты атмосферы.
Наконец, картины могут повреждаться от времени, поскольку все материалы, из которых они сделаны, имеют свой «срок службы».
Как проводят реставрацию
Процесс реставрации отнюдь не быстрый: восстановление одного произведения может занять несколько лет. Поэтому реставраторы обязательно документируют все свои исследования и манипуляции с картиной.
До начала непосредственно процесса реставрации важно проанализировать нынешнее состояние произведения искусства и понять, почему же оно «пришло в негодность». На этом этапе специалисты изучают историю создания и хранения картины, ее изображения, встречающиеся в других источниках, например, в различных описаниях, на фотографиях и рисунках, анализируют материалы, из которых картина выполнена, исследуют ее в рентгеновских, инфракрасных и ультрафиолетовых лучах. И только после всего этого принимают решение о методах восстановления.
В процессе работы над картиной реставраторы, как правило, снимают лак, реставрируют повреждения и всяческие вмятины, пузырьки, порезы и трещины, восстанавливают целостность холста, восстанавливают и укрепляют красочный слой, заново лакируют картину.
Особое значение сегодня имеет также расчистка, или промывка, картин от поздних записей, поскольку многие произведения оказываются довольно сильно поновленными во время многочисленных реставраций, и зритель порой получает искаженное представление о подлинной авторской живописи. Но это крайне сложная работа, ведь осуществляющий расчистку реставратор должен в совершенстве знать все приемы, которые использовал сам создатель картины.
Примером подобной реставрации можно назвать работу по расчистке картины «Юдифь», написанной Джорджоне на дереве около 1504 года. Ее часто перемещали и реставрировали, пока, наконец, в 1772 году она не оказалась в петербургском Эрмитаже. Правда, реставрировать картину продолжили и здесь, в частности в XIX веке ее покрыли желтым лаком, чтобы придать «галерейный» тон и скрыть следы предыдущих неудачных реставраций, а затем перевели с дерева на холст. Многочисленные поновления, сделанные за время существования картины, исказили авторскую живопись. И в итоге было принято решение о ее расчистке. Реставрационные работы начались в 1967 году и с учетом перерывов заняли четыре года.
![]() | ![]() |
фото: la-fa.ru, ru.wikipedia.org
Картину расчищали от желтого лака, записей и прописок, находящихся между лаковыми слоями. Работа велась медленно: за день удавалось очистить лишь несколько квадратных сантиметров. Однако оно того стоило — краски на картине стали более яркими и глубокими, открылось множество деталей авторского изображения, которых не было видно раньше. Например, на заднем фоне вместо здания со шпилем появилась башня, а вместо залива – холмистый пейзаж. Кроме того, реставраторы нашли отпечатки пальцев художника на небе, на стене и на платье.
Поздние дополнения на картинах убирают не всегда — некоторые сохраняют в качестве художественно-исторического документа, если они сделаны на местах утрат авторского красочного слоя и не мешают общему восприятию произведения. А если они к тому же и сами по себе имеют ценность, то их отслаивают и переносят на отдельную основу.
Реставрации, удачные и не очень
«Даная» Рембрандта
Один из самых громких и успешных реставрационных проектов – спасение картины «Даная». В 1985 году в Эрмитаж в зал, где размещались произведения Рембрандта, вместе с экскурсией пришел мужчина, который уточнил у сотрудниц музея, какая из картин наиболее ценная, а затем подошел к «Данае», достал емкость с серной кислотой, выплеснул ее в центр холста и дважды чиркнул по нему ножом.
Для того чтобы остановить разрушительное действие кислоты, картину сразу же начали промывать водой, а затем другими составами. Тем не менее, повреждения оказались значительными. Центр картины выглядел как смесь бурых пятен, подтеков и следов от брызг. Утраты живописи составили 27%, и многие эксперты посчитали, что картина потеряна навсегда. Тем не менее, было принято решение о ее реставрации силами Лаборатории научной реставрации станковой живописи Эрмитажа.
фото: worldartdalia.blogspot.ru
После того, как удалось остановить действие кислоты, картину укрепили раствором из рыбного клея и меда, чтобы предотвратить отслоение слоев краски при высыхании. На первом этапе реставрации, который занял полтора года, специалисты Эрмитажа под микроскопом удалили натеки, выровняли лаковые покрытия и старые реставрационные тонировки, подвели новый грунт в места утрат.
Затем начали восполнять утраты живописи. Большим подспорьем здесь стала копия «Данаи» в натуральную величину, сделанная около полутора столетий назад неизвестным художником и хранившаяся в Омском музее изобразительных искусств им. М. А. Врубеля. Восполнение утрат производили на слое лака, разделяющем авторскую живопись и реставрационные тонировки, чтобы при необходимости можно было вернуться к первоначальному варианту. В целом на реставрацию картины ушло целых 12 лет. С 1997 года «Даная» вновь демонстрируется в Эрмитаже. Только теперь она защищена бронированным стеклом.
«Святая Анна с Мадонной и младенцем Христом» Леонардо да Винчи
Около пяти лет назад в некачественной реставрации картины «Святая Анна с Мадонной и младенцем Христом», написанной в 1510 году Леонардо да Винчи, обвинили французский Лувр. Некоторые специалисты посчитали, что реставраторы слишком высветлили картину, и в результате степень ее яркости перестала отвечать задумке автора.
Произошло это потому, что во время реставрации якобы не было проведено тестирование применяемых растворителей. Британская школа реставрации, специалисты которой и проводили работы, вообще часто критикуется за то, что снимает слишком много лака и верхнего слоя краски с картин, что приводит к искажению авторского замысла.
Реставрировать картину Леонардо планировали еще 20 лет назад, однако тогда от этой идеи отказались, опасаясь, что будет испорчена разработанная им техника сфумато, которая заключается в смягчении очертаний фигур и предметов, и позволяет передать окутывающий их воздух.
Как реставрируют картины
Дублирование
Есть несколько видов реставрации картин. При отслоении краски от грунтовой основы используют метод заполнения образовавшихся пустот мастикой и фиксации отслоившихся пигментов. Если на холсте образовался прорыв, обычно применяют комплексную технологию восстановления: заделка прорыва заплатой или дублирование (подклейка под старый холст еще одного) и восстановление красочного слоя, зачастую страдающего при прорыве.
Для дублирования используют горячий утюг, клей, смолку или воск. Это очень сложная, многоэтапная и филигранная операция, поскольку в процессе можно повредить краску или лишить шедевр эффекта рельефности, который создается наложением мазков разной толщины. Важно всё — место и давность прорыва, его размер, состояние волокон на месте прорехи, выбор материала для заплаты, клеящего состава, техники и так далее.
В XX веке реставраторы, как правило, дублировали всё, что попадало им в руки, но уже в XXI аукционисты и арт-дилеры тратят серьезные деньги, чтобы удалить заплатки и подклеенные холсты с поврежденных картин и вернуть шедевры в первоначальное состояние.
Переписывание
Иногда картины страдают так, что их приходится переписывать — например, при пожаре, как это случилось с полотном Шиле. У практики переписывания много сторонников и не меньше противников. Кто будет числиться автором шедевра, если половина его написано кистью реставратора? Сложный вопрос.
Чистка
Чаще всего полотнам требуется чистка. Написанную маслом картину покрывали лаком, и обычно это делали перед тем, как показать полотно публике (кстати, vernissage по фр. «лакировка»). Лак не только «облагораживает» шедевр, но служит также консервантом для красочного слоя, предохраняя его от влаги, пыли и даже мелких механических повреждений. Часты истории о том, как лак, потемневший и утративший прозрачность, оказывался единственным погибшим элементом картины.
Но время беспощадно к лаковому слою — состав темнеет, меняет цвет под действием веков, на нем скапливаются отложения, в конечном счете он теряет прозрачность. Свою лепту вносят и многочисленные реставрационные работы, которым подвергалась картина — все эти мазки и протирки, оставившие следы на шедевре. В этих случаях прибегают к чистке лакового слоя — частичной или полной.
Для разных повреждений применяются пасты и растворители с различным составом. В Третьяковке используют промывки с добавлением винного спирта и скипидара. На Западе для размягчения, растворения и снятия лака часто берут пасты, содержащие нашатырный спирт, петроль и воск. Благодаря консистенции паста не стекает с картины, ею удобно пользоваться и контролировать результат. Иногда, в очень редких случаях применяется и механическая очистка.
Чистка требует высочайшего уровня профессионализма от реставратора: при недостаточном опыте можно удалить не только фрагменты лака, но и части красочного слоя — например, с подписью автора. Случается, что после удаления лака полотно, к внешнему виду которого уже все привыкли, начинает «звучать» слишком уж современно. После чистки оно лишается золотистых оттенков, характерных для шедевров старых мастеров и представляющих зачастую результат потемнения лакового слоя. Интересно, какой бы предстала перед нами «Джоконда», если удалить с полотна весь старый лак?
Опытная команда
Наши сотрудники имеют большой опыт в реставрационном деле, а их профессиональное мастерство и усердная работа дарят новую жизнь старинным, дорогим и любимым предметам интерьера.
Мы несколько лет успешно занимаемся заменой старинных багетных рам на новые, и всегда добиваемся лучшего результата. Команда реставраторов специализируются на старинных рамах и воссоздает ушедшую эпоху в современных и качественных материалах. АртоБагет дает полную гарантию на результат.
Реставрация форзаца
Для форзаца можно взять цветную бумагу для скрапбукинга или листы для пастели. Обычная бумага для принтера тоже подойдет. Я выбрала оберточную бумагу в цветочек — классические английские розы.
Бумагу сложила по длине пополам. Получился форзац, состоящий из двух листов, которые по размеру соответствуют длине и ширине страницы.
Сложенной стороной (сгибом) приклеила форзац к титульному листу, отступив от края корешка пару миллиметров по всей длине книги. Второй форзац сделала точно так же и приклеила на последнюю страницу книги.
Если фото в бумажном формате
Чаще всего старинные снимки хранятся в своём оригинальном виде — на фотобумаге. Конечно, есть люди, которые занимаются реставрацией таких фото, но их услуги стоят дорого, и далеко не в каждом городе найдётся подобная мастерская. Куда легче провести устранение дефектов в цифровом формате. Для этого понадобится всего лишь сканер и немного времени. В другой нашей статье вы можете подробнее узнать о том, как оцифровать фото.
Преимущества этого способа неоспоримы: у снимка сохраняется оригинальная чёткость и качество. Исключено появление новых дефектов: бликов, пылинок, засветов и т.д. В некоторых моделях сканеров имеются даже специальные отделы для фото.
За небольшие деньги оцифровку могут выполнять фотоателье
Нет специального оборудования, но старые фото срочно нужно оцифровать и обработать в домашних условиях? Ваш выбор — пересъёмка. Конечно, этот способ связан с определёнными рисками, но при щепетильном подходе вы сможете это сделать даже с помощью смартфона.
Главное — позаботиться о подсветке, чтобы на фотографии не было тёмных пятен и бликов. Зафиксируйте фотокарточку, поймайте её в объектив камеры или телефона — и вуаля! Старая фотография теперь навсегда сохранится в цифровом формате и не будет подвержена старению. Можете вставить её в коллаж на 9 Мая или на память старшим родственникам.
Камеры современных телефонов обеспечивают вполне достойное качество снимка
Подготовка к обработке
Обрабатывать будем данное фото, предварительно отсканировав его и открыв в графическом редакторе.
Несложно заметить, что на снимке хватает дефектов. Чтобы более явно их увидеть, нажимаем сочетание клавиш Ctrl+Shift+U, чтобы обесцветить фото.
Затем нажимаем сочетание клавиш Ctrl+J, чтобы создать копию слоя и начинаем обработку.
Спасибо, что прочли нашу статью!
Оцените качество статьи по шкале от 1 до 5.
Добавить комментарий Отменить ответ
Марина / 10.07.2019 18:03
Я очень люблю технику декупаж. Всю кухню преобразила в стиле прованс. Теперь лаванда у меня цветет и на шкафчиках, и на столешнице со стульями)))
Окси / 10.07.2019 18:04
А мой муж легко отреставрировал шпонированный стол из ДСП. Там вздулся один участок. Так он проткнул пузырь, загнал под него немного какого-то клея и все это чуть позже проутюжил. Получилось, как новенько!
Марина / 11.07.2019 17:29
Кроме чисто материальной выгоды, такая работа приносит удовлетворение в творческом плане. Удобные вещи, к которым привыкаешь, служат дольше, могут меняться по любой Вашей прихоти, приобретают свой характер. Вообще с уважением отношусь к рукодельным людям.
Ольга / 12.07.2019 19:15
Очень нравится подобный материал, тем более можно многое позаимствовать для своих идей.
Слава / 12.09.2019 11:09
Это не реставрация, а переделки и не всегда в лучшую сторону, а тупо перекрашенные в светлые тона.